пресс-релиз

Генеральный директор Фонда принял участие в работе и выступил на Международном культурном форуме

05.12.2016

В Санкт-Петербурге прошел V-й Международный Петербургский культурный форум. В рамках секции «Сохранение культурного наследия» состоялся Круглый стол «Многоквартирные жилые дома - объекты культурного наследия». Среди спикеров – представители Министерства культуры, проекта «Школа грамотного потребителя», депутаты Государственной думы из Комитета по жилищной политике и ЖКХ.

 На Круглом столе с докладом на тему «Реализация региональной программы капитального ремонта МКД, являющихся объектами культурного наследия в Санкт-Петербурге» выступил Генеральный директор НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Денис Шабуров.

В своем выступлении он отметил, что в соответствии с краткосрочным планом капитального ремонта на 2016 год запланировано к разработке 132 комплекта проектной документации по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (МКД), являющихся объектами культурного наследия (ОКН), по фасадам, крышам, фундаментам, подвалам. Непосредственно в работе было задействовано 401 объект в 184 многоквартирных домах. К настоящему времени работы полностью завершены или в высокой стадии готовности (объект готов более чем на 95%) по 305 объектам в 127 МКД-ОКН.

- Но нас очень волнуют некоторые проблемы, связанные с реализацией региональной программы капитального ремонта в Санкт-Петербурге в домах, являющимися объектами культурного наследия, - подчеркнул Денис Шабуров.

Речь идет в том числе о совершенствовании законодательной базы. К примеру,  в Жилищном кодексе (ст. 166) предусмотрен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Однако в Законе № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» такого понятия нет. Статья 42 «Ремонт памятника» подразумевает научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Но по разъяснению Министерства культуры - это является локальным ремонтом. Выполнение реставрационных работ, более подходящие по составу и виду работ под капитальный ремонт, Жилищным кодексом не предусмотрены, так как объекты культурного наследия не выделены в отдельный вид, а находятся в общей массе многоквартирных домов. Отсюда возникают проблемы с толкованием понятий ремонт памятника и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.  Из них можно выделить следующие.

Сжатые сроки проведения ремонта не учитывают ни технологические требования к применению  материалов, ни затраты времени на исследование, изготовление и согласование образцов нестандартной отделки (подбор камня, состава, цвета и внешнего вида штукатурки, фасадной керамики, многостадийное удаление красочных слоев с лепных элементов смывками на основе органических растворителей. изготовление и согласование образцов на восстанавливаемую лепнины и т.д.).

Закон №73-ФЗ требует проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, но в соответствии с требованием Жилищного кодекса и Закона Санкт-Петербурга № 690-120 «О капитальном ремонте» экспертиза проектной документации возможна только строительная. Отсюда возможные проблемы с согласованием проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия.

Кроме того, в Санкт-Петербурге отсутствует методика, тарифы по определению стоимости государственной историко-культурной экспертизы проектной документации. Соответственно, обоснование стоимости такой экспертизы трудно представить собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Принимая во внимание все разночтения, хотелось бы прийти к паритету мнений согласившись, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, являющегося объектом культурного наследия, по Жилищному кодексу равен ремонту памятника по Закону № 73-ФЗ (упоминание капитального ремонта есть в статье 56.1 «Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом»).

- Считаю, что в отношении объектов культурного наследия, - в заключение своего выступления обратил внимание собравшихся Генеральный директор Фонда Денис Шабуров, - необходим особенный подход. Чтобы отремонтировать дом-памятник необходимо в Региональной программе синхронизировать весь комплекс работ в один временной промежуток. Полагаю также, чтобы в Постановление Правительства №615 должны быть внесены изменения, позволявшие бы заказчику требовать от подрядчика применения строго определенных материалов.