Обязательные условия для проведения капремонта, предусмотренные Жилищным кодексом, из всех регионов России полностью выполнены только в Санкт-Петербурге
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования бюджетных средств региональными операторами при реализации установленных функций (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)» в период 2014-2015.
Как было отмечено на Коллегии, в 2012 г. в Жилищный кодекс были внесены изменения, определившие порядок проведения капремонта, принципы организации данной работы, права и ответственность участников процесса. «В настоящее время формирование региональных систем капремонта общего имущества многоквартирных домов в целом завершено во всех 85 регионах, включая Республику Крым и г. Севастополь», - сообщил в ходе своего выступления аудитор Юрий Росляк.
В то же время проведенный анализ показал, что предусмотренные Жилищным кодексом 11 обязательных условий для проведения капремонта (создание регионального оператора, определение порядка исполнениям им своих функций, утверждение региональной программы капремонта и краткосрочного плана по ее реализации, определение минимального взноса на капремонт и т.д.) на региональном уровне полностью выполнены только в г. Санкт-Петербурге.
Как показал анализ региональных программ капремонта, полный перечень видов работ по капремонту, определенный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса, был предусмотрен только в г. Санкт-Петербурге, Республике Дагестан и Тверской области. «При этом, - подчеркнул Юрий Росляк, - ремонт лифтовых шахт не предусмотрен ни в одном из анализируемых регионов, а замена лифтового оборудования только в 7 регионах (Москва, Санкт-Петербург, Забайкальский и Пермский края, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Тверская область).
Указанный перечень работ содержит 6 видов работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время в России фактически отсутствует целостная система технического учета состояния жилищного фонда, что содержит риски необоснованного включения (или исключения) МКД в региональную программу; нарушения порядка очередности проведения капремонта; необоснованного определения необходимого перечня и состава работ.
Отдельное внимание на Коллегии было уделено вопросам полноты и своевременности уплаты взносов на капремонт за счет средств бюджетной системы.
Как показал проведенный анализ, несмотря на наличие значительного количества помещений, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, ведение обособленного учета расходов на оплату взносов на капремонт и начисленных штрафных санкций действующими указаниями Минфина о порядке применения бюджетной классификации не предусмотрено, что не позволяет определить необходимый объем бюджетных ассигнований на эти цели в расходах федерального бюджета.
Согласно данным выборочного анализа, в 2014-2015 гг. по большинству помещений, находящихся в оперативном управлении и хозяйственном ведении Минфина, Минстроя, Росреестра, Росимущества и подведомственных им учреждений и организаций (расположенных в Москве и в целом на территории России) уплата взносов на капремонт не производилась. Бюджетные ассигнования на указанные цели в 2016 г. отдельно также не предусмотрены. «По данным Минстроя России и Фонда ЖКХ задолженность по взносам на капремонт по помещениям, находящимся в федеральной собственности, в 2015 г. составила около 119 млн. руб. при собираемости взносов на капремонт по таким помещениям менее 1%», - сообщил Юрий Росляк.
Аналогичная ситуация отмечается и на региональном уровне. Так, в 2014 г. бюджетные ассигнования на указанные цели не были предусмотрены в 4 анализируемых регионах (Пермский и Забайкальский край, Воронежская и Тверская области), в 2015 г. – в 6 регионах (республики Дагестан и Тыва, Тверская и Воронежская области, Пермский край, Чукотский АО). На 2016 г. бюджетные ассигнования на уплату взносов на капремонт предусмотрены только законами о бюджете Кабардино-Балкарской Республики, Забайкальского края, Санкт-Петербурга, Тверской области и Москвы.
Еще один актуальный вопрос - это размер взноса на капремонт и его достаточность. Как было установлено в ходе анализа, минимальный размер взноса на капремонт за 1 кв. метр общей площади значительно различается в зависимости от региона (от 2 руб. - в Санкт-Петербурге, до 15 руб. – в Москве).
Минстрой также подтвердил наличие проблемы с занижением платы за капитальный ремонт в ряде регионов. «Если брать в качестве наиболее яркого примера случай с Санкт-Петербургом, очевидно, что установленный там взнос, не покрывает те виды работ, которые необходимо делать. Поэтому из бюджета города выделяются значительные субсидии на эти цели, - рассказал Андрей Чибис. - Если говорить про цифру, то, например, в 2014 г. – это 7 млрд. руб., в 2015 г. эта цифра была чуть больше. Хотя там действительно выполнены все работы, мы считаем такой подход к проведению капремонта неправильным». По мнению заместителя министра, таким образом, оказывается социальная поддержка всем категориям граждан, а не только тем, кто имеет право на соответствующие льготы.
По состоянию на 1 января 2016 г. в рамках долгосрочных (на 30-летний срок) региональных программ в целом по Российской Федерации завершен капремонт в 21,3 тыс. многоквартирных домов (МКД).
Для справки
В Санкт-Петербурге по всем многоквартирным домам имеются технико-экономические паспорта, на основании которых сформирована Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Данный перечень расширен, в него включены работы по устранению аварийности конструкций многоквартирных домов и капитальный ремонт автоматической противопожарной защиты в высотных домах.
Замена лифтового оборудования выполнена в следующих объемах:
2014 год – 2015 лифтов
2015 год - 1417 лифтов
План на 2016 - 752 лифтов (за счет полученной экономии после проведения конкурсов на право заключения договоров подряда объем замены лифтов планируется увеличить до 1500).
При замене лифтового оборудования заменяются лифтовые шахты за исключением тех, которые имеют заключение экспертного центра о возможности их использования в течение очередного 25- летнего нормативного срока эксплуатации лифта.
За период 2014-2015 годов в рамках Региональной программы был выполнен ремонт в 3,03 тыс. многоквартирных домов.
Городским бюджетом в 2015 году, как и в 2016 году предусматриваются средства на оплату взносов на капитальный ремонт помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.