Вопрос-ответ
1. Что за организация региональный оператор?
1. Что за организация региональный оператор?
Региональным оператором является юридическое лицо, созданное субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме некоммерческой организации – фонда, с целью устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса региона, деятельность которого направлена на создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Некоммерческая организация «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – региональный оператор) создана в соответствии с нормами жилищного законодательства (статьи 178-180 ЖК РФ, Закон Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 765 «О создании некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
В Санкт-Петербурге региональный оператор создан 15 ноября 2013 года.
Юридический адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11
Фактический адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул.Тобольская, д. 6.
Некоммерческая организация «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – региональный оператор) создана в соответствии с нормами жилищного законодательства (статьи 178-180 ЖК РФ, Закон Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 765 «О создании некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
В Санкт-Петербурге региональный оператор создан 15 ноября 2013 года.
Юридический адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11
Фактический адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул.Тобольская, д. 6.
2. Какие существуют способы формирования фонда капитального ремонта МКД?
2. Какие существуют способы формирования фонда капитального ремонта МКД?
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
• на счете регионального оператора;
• на специальном счете.
• на счете регионального оператора;
• на специальном счете.
3. Кто может быть владельцем специального счета?
3. Кто может быть владельцем специального счета?
Владельцем специального счета могут быть:
• товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах;
• осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
• управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления;
• региональный оператор.
• товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах;
• осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
• управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления;
• региональный оператор.
4. Кто выбирает банк, в котором будет открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, в том случае, если владельцем выбран региональный оператор?
4. Кто выбирает банк, в котором будет открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, в том случае, если владельцем выбран региональный оператор?
Собственники помещений в МКД, путём голосования могут выбрать банк, в котором будет открыт специальный счет. В Жилищном кодексе РФ прописано, что специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (размер собственных средств (капитала) не менее 25 млрд. рублей по имеющейся в Центральном банке Российской Федерации отчетности на день открытия специального счета). Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Владелец специального счета обязан осуществлять контроль за соответствием российской кредитной организации требованиям, установленным частью 2 статьи 176 ЖК РФ. В случае, если российская кредитная организация, в которой открыт специальный счет, перестает соответствовать указанным требованиям, владелец специального счета обязан уведомить в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном частью 2 вышеуказанной статьи, в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в пункте и части 2 статьи 176 ЖК РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Региональный оператор открывает счет, счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 180 ЖК РФ, или в территориальных органах Федерального казначейства либо финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 180 ЖК РФ. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете, счетах регионального оператора, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Кредитные организации, в которых открывает счета региональный оператор, выбираются на конкурсной основе. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации.
Владелец специального счета обязан осуществлять контроль за соответствием российской кредитной организации требованиям, установленным частью 2 статьи 176 ЖК РФ. В случае, если российская кредитная организация, в которой открыт специальный счет, перестает соответствовать указанным требованиям, владелец специального счета обязан уведомить в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном частью 2 вышеуказанной статьи, в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в пункте и части 2 статьи 176 ЖК РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Региональный оператор открывает счет, счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 180 ЖК РФ, или в территориальных органах Федерального казначейства либо финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 180 ЖК РФ. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете, счетах регионального оператора, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Кредитные организации, в которых открывает счета региональный оператор, выбираются на конкурсной основе. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации.
5. Почему собственники обязаны делать взносы на капитальный ремонт общедомового имущества?
5. Почему собственники обязаны делать взносы на капитальный ремонт общедомового имущества?
Жилищным кодексом РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома возложена на собственников помещений в этом доме. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в общей собственности (статья 158 ЖК РФ). Изменилась структура платы за жилое помещение, за собственниками законодательно закреплена обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт (формировать фонд капитального ремонта).
6. На кого возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД?
6. На кого возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД?
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее 3-х и не более 8-ми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ). В Санкт-Петербурге региональная программа опубликована 18.02.2014г., соответственно, первые квитанции на уплату взносов на капитальный ремонт собственники получили в ноябре 2014 года.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за 3 месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 5.1 статьи 170 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» от 11.12.2013г., обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении 8-ми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором данный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта.
Взносы на капитальный ремонт обязаны уплачивать все собственники как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме. Наниматели государственных и муниципальных жилых и нежилых помещений взносы на капитальный ремонт не платят, так как данный взнос платят собственники, т.е. вносить ежемесячную плату за капитальный ремонт и полностью оплачивать расходы, связанные с капитальным ремонтом квартир, не принадлежащих гражданам, должны муниципалитеты соответствующего района (как представители города), либо ведомства (например, Министерство обороны), либо компании застройщики, которым принадлежат помещения.
Отметим, что взносы собственников жилых помещений на капитальный ремонт (исходя из установленного минимального размера взноса) включаются в размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которым может быть предоставлена субсидия на оплату жилого помещении и коммунальных услуг (часть 6 статьи 159 ЖК РФ).
7. Кто устанавливает размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общедомового имущества МКД?
7. Кто устанавливает размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общедомового имущества МКД?
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается органом государственной власти субъекта РФ. Также, в соответствии с частью 8.2 статьи 156 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ.
В силу статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге», минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме ежегодно утверждается Правительством Санкт-Петербурга и зависит типа многоквартирного дома и установленного перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и определяется на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
Минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Санкт-Петербурге в 2014-2021 годах установлены постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 № 49, от 22.12.2014 № 1205, от 26.11.2015 № 1081, от 31.10.2016 № 952, от 12.12.2017 № 1007, от 23.10.2018 № 824, от 20.12.2019 № 939, от 22.12.2020 №1141 соответственно.
Указанные документы опубликованы на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе «Законодательство, электронное опубликование документов».
Ознакомиться с постановлениями Правительства Санкт-Петербурга возможно на официальном сайте Фонда по адресу http://fkr-spb.ru/ в разделе «Правовая база» - «Законодательство СПб».
В силу статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге», минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме ежегодно утверждается Правительством Санкт-Петербурга и зависит типа многоквартирного дома и установленного перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и определяется на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
Минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Санкт-Петербурге в 2014-2021 годах установлены постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 № 49, от 22.12.2014 № 1205, от 26.11.2015 № 1081, от 31.10.2016 № 952, от 12.12.2017 № 1007, от 23.10.2018 № 824, от 20.12.2019 № 939, от 22.12.2020 №1141 соответственно.
Указанные документы опубликованы на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе «Законодательство, электронное опубликование документов».
Ознакомиться с постановлениями Правительства Санкт-Петербурга возможно на официальном сайте Фонда по адресу http://fkr-spb.ru/ в разделе «Правовая база» - «Законодательство СПб».
8. В какие сроки собственники должны принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта?
8. В какие сроки собственники должны принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта?
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение 3-х месяцев и не более чем в течение 6-ти месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге», решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта) должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
9. Что произойдёт, если на общем собрании собственников не было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта в установленные сроки?
9. Что произойдёт, если на общем собрании собственников не было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта в установленные сроки?
Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 статьи 170 ЖК РФ, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (часть 6 статьи 170 ЖК РФ).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной часть 4 статьи 172 ЖК РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Государственная жилищная инспекция ежемесячно направляет в адрес регионального оператора письма, содержащие перечень многоквартирных домов, собственники которых выбрали специальные счета, владельцем которых являются ТСЖ, ЖСК, организации, осуществляющие управление многоквартирным домом.
Ознакомиться с реестрами специальных счетов можно на официальном сайте регионального оператора по ссылке: «Собственникам» - «Официальные письма».
10. Могут ли собственники помещений в многоквартирном доме по решению общего собрания воспользоваться средствами фонда капитального ремонта и произвести ремонт или капитальный ремонт многоквартирного дома раньше срока, установленного региональной прогр
10. Могут ли собственники помещений в многоквартирном доме по решению общего собрания воспользоваться средствами фонда капитального ремонта и произвести ремонт или капитальный ремонт многоквартирного дома раньше срока, установленного региональной прогр
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 ЖК РФ), но не позднее сроков, установленных региональной программой.
За счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, можно произвести работы, предусмотренные частью 1 статьи 166 ЖК РФ:
• ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
• ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
• ремонт крыши;
• ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
• ремонт фасада;
• ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта РФ данный перечень может быть дополнен другими услугами и (или) работами (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).
В случае принятия собственниками решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
За счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, можно произвести работы, предусмотренные частью 1 статьи 166 ЖК РФ:
• ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
• ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
• ремонт крыши;
• ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
• ремонт фасада;
• ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта РФ данный перечень может быть дополнен другими услугами и (или) работами (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).
В случае принятия собственниками решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Не нашли ответа на свой вопрос? Напишите обращение!
Написать вопрос